Статья 436 ГПК РФ (действующая редакция). Обязанность суда приостановить исполнительное производство

Суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Комментарий к Ст. 436 ГПК РФ

1. После вступления в силу (с 01.02.08) изменений, внесенных в ст. 436 Законом N 225 от 02.10.07 она предписывает суду приостанавливать исполнительное производство в случаях предусмотренных в ст. 39 Закона об исполнительном производстве, а именно в случаях:

а) предъявления иска об освобождении от ареста (исключения из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

б) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

в) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

г) в иных случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Однако в ходе пересмотра вступивших в законную силу судебных постановления (принятых до 01.02.08) следует руководствоваться редакцией ст. 436 действовавшей до 01.02.08. В ней содержался ряд новелл по сравнению со ст. 361 ГПК 1964 г.:

1) судья обязан был приостановить производство по делу и в случаях объявления должника умершим или признания его безвестно отсутствующим;

2) судья должен был приостановить производство по делу и в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве должника;

3) самостоятельными основаниями приостановления исполнительного производства были признаны участие должника в выполнении задач в условиях:

а) боевых действий;

б) чрезвычайного или военного положения;

в) военных конфликтов (в т.ч. и внутри страны);

4) при наличии перечисленных выше условий — судья обязан был приостановить исполнительное производство и по просьбе взыскателя;

5) было уточнено, что только при наличии определения судьи (а не вынесения постановления иными должностными лицами), которому законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного постановления — такое приостановление может иметь место.

Конкретно различия между ст. 436 ГПК (в ред. действовавшей до 01.02.08) и ст. 361 ГПК 1964 г. можно показать в следующей таблице:

———————————————T——————————————¬

¦ Правила ст. 361 ГПК 1964 г. ¦Правила ст. 434 ГПК (в ред. до 01.02.08) ¦

+——————————————-+——————————————+

¦1. Допускают приостановление ¦1. Допускают приостановление и в случае, ¦

¦исполнительного производства в случае ¦когда он объявлен умершим, признан ¦

¦смерти должника. ¦безвестно отсутствующим. ¦

+——————————————-+——————————————+

¦2. Не упоминают о том, что производство по ¦2. Устанавливают и такое основание. ¦

¦делу о банкротстве может служить основанием¦ ¦

¦приостановления исполнительного ¦ ¦

¦производства. ¦ ¦

+——————————————-+——————————————+

¦3. Допускают приостановление, если сторона ¦3. Говорят и о других войсках и воинских ¦

¦пребывает в действующей части лишь ¦формированиях (например, ФСБ, МЧС и др.),¦

¦Вооруженных Сил. ¦участвующих в боевых действиях. ¦

+——————————————-+——————————————+

¦4. Допускают приостановления ¦4. Расширяют этот круг за счет ¦

¦исполнительного производства только по акту¦должностных лиц, которым предоставлено ¦

¦должностного лица, которому предоставлено ¦право приостанавливать исполнение любых ¦

¦право приостанавливать исполнение решения. ¦судебных постановлений и актов иных ¦

¦ ¦органов, на основании которых выдан ¦

¦ ¦исполнительный документ. ¦

L——————————————-+——————————————

2. Применяя правила ст. 436, а также нормы Закона об исполнительном производстве (не противоречащих правилам ст. 436), нужно иметь в виду следующее:

а) до 01.02.08 суд обязан был приостановить в частности и в случае смерти должника или признания его безвестно отсутствующим (если правоотношение допускает правопреемство). При этом следует учитывать, что лицо объявляется умершим и признается безвестно отсутствующим по основаниям, предусмотренным в ст. 43-46 ГК РФ в порядке, установленном ст. 276-280 ГПК (см. коммент. к ним, см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой ГК РФ. 4-е изд. М.: Экзамен, 2006). После 01.02.08 — данное основание приостановления — отменено;

б) при пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления (принятого до 01.02.08) правопреемство в исполнительном производстве (упомянутое выше) следует определять в соответствии с правилами ст. 32 Закона N 119 о том, что в случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил;

в) обязанность суда приостановить исполнительное производство в иных случаях предусмотренных федеральными законами (упомянутая выше и в ст. 39 Закона об исполнительном производстве) возникает, например, в случаях, предусмотренных в:

— ст. 376-391 ГПК (об оспаривании в надзорном порядке, см. коммент. к ним);

— ст. 19, 121-128 Закона о судебных приставах об обжаловании постановления судебного пристава в суде;

— ст. 254-258 ГПК об оспаривании в судебном порядке действий и решений органов, их должностных лиц и имеющих силу исполнительных документов;

— ст. 211, 212, 441 ГПК об оспаривании решений (и исполнительного листа, выданных на их основании), подлежащих немедленному исполнению;

г) о подаче жалобы (и порядке ее рассмотрения) в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях см. ст. 245-247; 254-258 ГПК.

д) об описи имущества, об аресте имущества и об иске об освобождении имущества от ареста см. ниже;

Право (но не обязанность!) суда приостановить исполнение актов налоговых органов предусмотрено в ст. 138 НК. Приостановление исполнения акта, на основе которого выдан исполнительный документ, допустимо и в случаях, предусмотренных, например, в ст. 141 НК (о том, что вышестоящий налоговый орган или должностное лицо вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта нижестоящего налогового органа. См. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к НК РФ. 2-е изд. М.: Экзамен, 2005.

3. Наибольшие трудности встречаются при приостановлении исполнительного производства из-за предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключение из описи). Необходимо учитывать, что:

1) в соответствии со ст. 80-87 Закона об исполнительном производстве арест на имущество должника (по заявлению взыскателя) налагается (если заявление удовлетворено) не позднее одного дня со подачи заявления. а в необходимых случаях — одновременно с его получением.

Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости — ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Виды, объемы и сроки ограничения определяются судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для собственника или владельца, хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов.

Нарушение запрета судебного пристава-исполнителя распоряжаться или несоблюдение ограничения права пользоваться имуществом должника, на которое наложен арест, влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Арест в частности, применяется:

а) для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю или для дальнейшей реализации;

б) при исполнении судебного акта о конфискации имущества ответчика (должника);

в) при исполнении определения суда о наложении ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у других лиц.

Изъятие арестованного имущества с передачей его для дальнейшей реализации производится в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, в процессе наложения ареста (в соответствии с ст. 80 Закона об исполнительном производстве).

При наличии конкретных обстоятельств судебный пристав-исполнитель при совершении исполнительных действий вправе одновременно с арестом имущества изъять все имущество или отдельные предметы.

Вещи и иное имущество, подвергающиеся быстрой порче, изымаются и передаются для реализации по истечении срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований.

Денежные средства в рублях и иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест, подлежат обязательному изъятию.

Арест на ценные бумаги, на дебиторскую задолженность налагается в порядке, установленном в ст. 82, 83 Закона об исполнительном производстве;

2) существуют специальные правила ареста имущества, установленные в ст. 77 НК (при исполнении решения о взыскании налогов и сборов — эти правила имеют приоритет перед правилами норм Закона об исполнительном производстве) о том, что:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

из денежной суммы (в том числе полученной путем реализации имущества должника), взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, оплачивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы по совершению исполнительных действий. Оставшаяся денежная сумма используется для удовлетворения требований взыскателя.

Денежная сумма, оставшаяся после удовлетворения всех требований взыскателя, возвращается должнику;

3) определенной спецификой обладает также арест жилых помещений. К ним относятся помещения, которые предназначены для проживания граждан (ст. 288 ГК, см. об этом в кн.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой ГК РФ. 4-е изд. М.: Экзамен, 2006), в частности, жилые дома, квартиры в многоквартирных домах и т.п.

Суд (рассматривая иск об освобождении помещения от ареста) прежде всего обязан выяснить:

а) принадлежность жилого строения должнику. В настоящее время это необходимо делать с учетом норм Закона о недвижимости, устанавливающих, в частности, что:

— право собственности и иные вещные права на жилые строения и сделки с ним подлежат государственной регистрации в соответствии с нормами ГК РФ (ст. 4);

— госрегистрации подлежат также ограничения (обременения) прав на жилые помещения, строения, в т.ч. сервитут, аренда, ипотека, доверительное управление (ст. 26, 27, 29, 30 ГПК);

— подлежат госрегистрации права на жилые строения и в кондоминиумах. При этом госрегистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права одновременно является госрегистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (ст. 23);

— указанную госрегистрацию проводят учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (ст. 9);

— сведения о государственной регистрации жилого строения (и обременений, указанных выше) содержатся в Едином государственном реестре прав. Неотъемлемой частью этого Реестра являются дела, включающие правоустанавливающие документы на недвижимое имущество и Книги учета документов, которые ведутся в установленном порядке (ст. 12);

— необходимые сведения о жилом строении выдаются судебному приставу (в виде выписок Реестра) не позднее пяти дней со дня его запроса (ст. 7);

б) имело ли место ранее наложение ареста на жилое строение и лежащие на нем обременения (например, ипотека). Упомянутые сведения также обязательно регистрируются в Едином государственном реестре.

В свою очередь, удостоверившись в том, что жилое строение принадлежит должнику, судебный пристав:

— включает в опись либо все жилое строение, либо определенную его часть (в зависимости от характера взыскания);

— налагает арест на имущество;

— выясняет действительную стоимость жилого строения;

— направляет в орган по регистрации прав постановление об аресте имущества (жилого дома или его части) и иные материалы, необходимые для регистрации этого ареста (ст. 17 Закона о недвижимости).

4. Рассматривая иск об освобождении имущества из-под ареста, нужно учесть, что систематическое толкование ст. 436 и ст. 80 Закона об исполнительном производстве показывает, что в акте об аресте имущества обязательно указываются:

1) время и место составления акта, например, «г. Москва 19 декабря 2009 г.»;

2) Ф.И.О., должность, классный чин судебного пристава-исполнителя, составляющего акт, а также Ф.И.О. и адреса лиц (например, понятых, переводчиков, см. ст. 58, 59 Закона об исполнительном производстве), которые присутствовали при составлении акта;

3) наименование суда (общей юрисдикции), а также другого органа, принявшего акт, на основании которого был выдан исполнительный документ, полное наименование судебного постановления либо акта другого органа;

4) наименование взыскателя и должника, т.е. Ф.И.О. их, если это граждане, или наименование (фирменное наименование) ЮЛ. Они определяются по правилам ст. 19, 54 ГК РФ;

5) наименование (путем использования не специальных, а понятных, общеупотребляемых названий) каждого занесенного в акт предмета (например, автомобиль Волга ГАЗ-3110, холодильник «Атлант» и т.д.), отличительные признаки предмета, данные о предварительной оценке каждого предмета, каждого предмета в отдельности и стоимость всего имущества (указывается в рублях);

6) вид, объем, срок ограничения права пользования имуществом, отметка об изъятии имущества, данные об опечатывании предметов, если это имело место;

7) Ф.И.О. гражданина и его адрес, наименование (фирменное наименование) и местонахождение ЮЛ, которым имущество передано на хранение, если такое хранение возложено не на самого должника;

8) отметка о разъяснении должнику, понятым, специальным оценщикам, переводчикам, иным лицам, присутствовавшим при аресте имущества, порядка и срока обжалования действий судебного пристава, а также о том, что должнику и хранителю имущества разъяснены их обязанности по обеспечению сохранности описанных вещей, и о том, к какой ответственности они могут быть привлечены;

9) все заявленные в ходе ареста имущества замечания, ходатайства, иные заявления должника, взыскателя, иных лиц, присутствовавших при описи, и распоряжения (иные меры), принятые по ним судебным приставом.

В акте могут быть указаны и иные сведения:

— по усмотрению судебного пристава;

— по заявлению сторон и лиц, участвовавших при аресте имущества (в случаях, предусмотренных в законе).

Есть ряд требований к оформлению акта:

а) они обязывают подписать акт об аресте имущества не только судебного пристава, но и стороны, хранителя имущества, иных лиц, присутствовавших при его составлении;

б) они обязывают судебного пристава вручить копию акта должнику;

в) Копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста, акта о наложении ареста, описи имущества — направляются сторонам, в банки, в регистрирующий орган, дебитору, иным заинтересованным лицам, указанным в п. 7 ст. 80 Закона об исполнительном производстве. При этом на на первом экземпляре документа (который остается у пристава) должник обязан расписаться (о том, что копия акта ему вручена). При передаче имущества хранителю (если это не должник) копия документа вручается (под расписку) и ему. См. об этом также ниже.

5. Судам необходимо (рассматривая иски об освобождении имущества от ареста) учитывать действующее законодательство об оценке такого имущества. При этом нужно руководствоваться положениями:

1) ст. 85 Закона об исполнительном производстве, которая устанавливает, что оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.

Судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества, ценных бумаг, имущественных прав, драгоценных металлов и камней, коллекционных денежных знаков, иного имущества перечисленного в п. 2 ст. 85 Закона об исполнительном производстве. Кроме того, если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает оценщика.

Сторона, оспаривающая оценку имущества, произведенную судебным приставом-исполнителем, несет расходы по назначению оценщика;

2) ст. 40 НК, закрепляющей особые правила установления рыночных цен для целей налогообложения (в т.ч. и в случаях, когда арест имущества имел место для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов. В ст. 40 НК, в частности, установлено, что в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), то рыночная цена определяется с учетом скидок, вызванных:

— сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

— потерей товаром качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

— маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

— реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за ее пределами.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют подобные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и(или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда такая связь не повлияла на результаты таких сделок.

При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и(или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

При рассмотрении иска об освобождении имущества от ареста суд вправе также учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения его стоимости, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными выше;

3) ст. 424 ГК. В соответствии со ст. 424 ГК РФ применение регулируемых цен допускается только в случае, предусмотренных законом (см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой ГК РФ. 4-е изд. М.: Экзамен, 2006). В настоящее время действует Перечень продукции, товаров, услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) (утв. постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239).

6. Как отмечалось выше, в том случае, когда оценка отдельных предметов (входящих в состав арестованного имущества):

а) является затруднительной (например, требует специальных познаний, расчетов);

б) или хотя бы одна из сторон возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки имущества;

в) то необходимо для определения стоимости имущества привлечь оценщика (о том, кто может выступить оценщиком — специалистом, см. коммент. к ст. 188).

Деятельность специалиста-оценщика, привлеченного приставом, в настоящее время регулируется Законом об оценке. Данный Закон:

— определяет объект оценки;

— устанавливает, что основанием для проведения оценки является договор об оказании услуг в области оценки (ст. 10) и определяет его условия;

— обязывает оценщика составлять отчет (который передается заказчику, в данном случае — судебному приставу (ст. 10);

— предусматривает необходимость наличия у оценщика лицензии (ст. 23, 24).

Если специалист -оценщик приглашен по инициативе:

судебного пристава, то вознаграждение он получает за счет средств, указанных в ст. 116, 117 Закона об исполнительном производстве;

одной из сторон, то она и несет эти расходы.

7. В ходе рассмотрения иска об освобождении имущества от ареста суд разрешает также вопросы, связанные с его хранением.

Имущество должника передается на хранение под роспись в акте ареста имущества должнику или другим лицам, назначенным судебным приставом-исполнителем (далее — хранитель). Если судебный пристав-исполнитель дал письменное согласие, то хранитель может пользоваться этим имуществом, если по свойствам имущества пользование им не ведет к уничтожению имущества или уменьшению его ценности.

Хранитель, если таковым не является должник или член его семьи (для должника-организации — ее работник), получает за хранение соответствующее вознаграждение. Хранителю также возмещаются понесенные им необходимые расходы по хранению имущества за вычетом фактически полученной выгоды от использования этого имущества (ст. 86 Закона об исполнительном производстве). Нужно учесть, что Правительство РФ (постановлением от 07.07.1998 N 723) утвердило Положение о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества (оно действует в части, не противоречащей ст. 86 Закона об исполнительном производстве).

Указанное Положение устанавливает, в частности, следующие правила.

Арестованное имущество может быть оставлено на месте ареста вне зависимости от желания его собственника, должника или третьих лиц при наличии у судебного пристава-исполнителя оснований полагать, что перемещение имущества может привести к его повреждению, уменьшению стоимости, а также при отсутствии у судебного пристава-исполнителя или хранителя в силу объективных причин возможности переместить это имущество.

В этом случае хранитель имеет право осуществлять любые законные действия, необходимые для обеспечения сохранности арестованного имущества. При этом судебный пристав-исполнитель выдает собственнику арестованного имущества, должнику или третьим лицам постановление об установлении режима беспрепятственного доступа хранителя к арестованному и переданному ему на хранение имуществу, в котором устанавливаются основные условия такого режима.

В случае нарушения собственником арестованного имущества, должником или третьими лицами требований постановления судебного пристава-исполнителя они несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для учета арестованного и изъятого имущества в каждом подразделении судебных приставов ведется журнал арестованного и изъятого имущества. Форма указанного журнала и порядок его ведения, а также формы акта об аресте имущества, постановления об установлении режима беспрепятственного доступа хранителя к арестованному и переданному ему на хранение имуществу, размер вознаграждения за хранение имущества устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.

В целях обеспечения сохранности арестованного и изъятого имущества, возмещения убытков в случае его утраты (гибели), недостачи или повреждения могут быть заключены договоры хранения и имущественного страхования арестованного и изъятого имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Перечень страховых организаций, с которыми могут быть заключены договоры страхования арестованного и изъятого имущества, определяется Минюстом России.

В случае обнаружения судебным приставом-исполнителем у должника имущества, изъятого из гражданского оборота, судебный пристав-исполнитель незамедлительно вызывает представителя соответствующего государственного органа для принятия решения по существу и до его прибытия обеспечивает охрану такого имущества.

Изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней (лом этих изделий), имеющие производственное или лабораторное назначение, ювелирные изделия (лом этих изделий), монеты из драгоценных металлов, коллекционные денежные знаки в рублях и иностранной валюте, а также имущество, имеющее историческую или художественную ценность, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест, подлежат обязательному изъятию.

Определение стоимости, исторической и художественной ценности указанного имущества, а также условий его хранения осуществляется специалистами либо специализированной организацией.

Оплата услуг специалиста или специализированной организации производится за счет средств, предусмотренных на расходы по совершению исполнительных действий.

Изъятое имущество, указанное выше, регистрируется в журнале учета арестованного и изъятого имущества и вместе с копией акта об аресте имущества, заверенной печатью старшего судебного пристава-исполнителя, в день изъятия сдается в специализированную организацию либо в учреждение банка. Специализированная организация либо учреждение банка должны иметь соответствующую лицензию и отвечать условиям хранения указанного имущества, рекомендованным специалистами.

Драгоценные металлы в слитках, шлихе, самородках, полуфабрикатах, а также драгоценные камни, подлежащие аресту, изымаются у должника и в тот же день передаются на хранение в Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России, а при отсутствии подразделений этого учреждения в данном регионе — в банк или специализированное хранилище, имеющие соответствующую лицензию.

Денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест, вносятся на счета соответствующего подразделения службы судебных приставов в день изъятия для их последующего перечисления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Запрещается помещение на хранение арестованного и изъятого имущества в состоянии, могущем повлечь его порчу и (или) невозможность дальнейшей реализации. В этом случае судебный пристав-исполнитель за счет должника безотлагательно принимает необходимые меры по приведению указанного имущества в должное состояние.

При отказе должника без уважительных причин от исполнения постановления судебного пристава-исполнителя об оплате расходов по приведению арестованного имущества в состояние, позволяющее обеспечить его сохранность, судебный пристав-исполнитель вправе наложить на должника (руководителя организации-должника) штраф в размере и порядке, установленных Законом об исполнительном производстве.

В случае отсутствия у должника средств, необходимых для оплаты работ по приведению арестованного имущества в состояние, обеспечивающее его сохранность, расходы на эти работы осуществляются за счет средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства с последующим их возмещением в установленном порядке за счет должника.

Скоропортящиеся товары, а также товары, требующие специальных условий хранения, на которые налагается арест, подлежат изъятию в день наложения ареста, подвергаются проверке их качества соответствующими организациями и передаются на реализацию.

Доступ судебного пристава-исполнителя и других лиц к арестованному имуществу возможен только в присутствии хранителя. В случае его отсутствия доступ к имуществу разрешается при участии старшего судебного пристава-исполнителя и двух понятых.

8. Суды также должны иметь в виду, что в соответствии с п. 10 ст. 77 НК при аресте имущества (для целей налогообложения) составляется не акт, а протокол. В этом протоколе (или в прилагаемой к нему описи) перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным наименованием количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — их стоимости. Этот протокол должен соответствовать требованиям ст. 99 НК о том, что протоколы составляются на русском языке.

В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

9. Правила ст. 436 подлежат применению с учетом норм ст. 39-42 Закона об исполнительном производстве, посвященных также срокам приостановления исполнительного производства. Они, в частности, устанавливают, что исполнительное производство приостанавливается в случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, недееспособным, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника — до определения его правопреемников, передачи судом имущества безвестно отсутствующего управляющему, определенному органами опеки и попечительства, или назначения недееспособному должнику опекуна либо принятия решения по указанному делу;

2) прохождения взыскателем или должником военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, нахождения в длительной служебной командировке, стационарном лечебном учреждении или розыска должника, его имущества или розыска отобранного у него ребенка — до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, возвращения из командировки, выписки из лечебного учреждения либо завершения розыска должника, его имущества или завершения розыска отобранного у него ребенка;

3) оспаривания исполнительных действий, а также исполнительного документа либо судебного акта или акта другого органа, на основании которого он выдан, — до окончательного рассмотрения вопроса по существу;

4) жалобы на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя — до рассмотрения жалобы судом, а в иных случаях — до прекращения обстоятельств, послуживших основанием приостановления исполнительного производства.

После устранения указанных обстоятельств исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.

Указанные сроки приостановления исполнительного производства могут быть сокращены судом (см. коммент. к ст. 438).