Статья 189 ГПК РФ (действующая редакция). Окончание рассмотрения дела по существу

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с частью третьей статьи 45 и со статьей 47 настоящего Кодекса, выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям.

Комментарий к Ст. 189 ГПК РФ

1. В ст. 189 налицо ряд существенных новелл по сравнению со ст. 184 ГПК 1964 г.:

1) предусмотрено, что после исследования всех доказательств (в порядке, предусмотренном в ст. 175-188, см. коммент. к ним) председательствующий предоставляет право для заключения прокурору. Ранее прокурор, участвующий в деле, давал заключение по существу дела в целом после судебных прений. Следует учесть, что прокурор теперь дает заключение:

а) только по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, прямо предусмотренных в ГПК и другими федеральными законами (см. коммент. к ст. 45);

б) не вправе давать заключение по существу дела в целом;

2) далее установлено, что после прокурора председательствующий предоставляет слово для заключения представителю госоргана и органа местного самоуправления, участвующим в процессе (см. об этом коммент. к ст. 45 и 46). При этом нужно учесть, что:

а) в последнее время терминология, применяемая в правовой и общественно-политической литературе, существенно изменилась. В связи с этим под государственными органами (упомянутыми в ст. 189) надо понимать:

федеральные органы исполнительной власти (например, министерства, госкомитеты и др.);

органы исполнительной власти субъектов России (различные департаменты, управления, комитеты и пр.);

иные госорганы (в т.ч. представительные).

Однако органы МСУ не относятся к госорганам.

б) упомянутые выше органы могут:

быть привлечены к участию в процессе по инициативе лиц, участвующих в деле, или инициативе суда, который выносит соответствующее определение (в соответствии с правилами ст. 224, 225 — см. коммент. к ним). Суд также извещает эти органы в порядке, установленном ст. 113-117 ГПК (см. коммент. к ним);

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

вступить в процесс по своей инициативе, о чем ходатайствуют перед судом. Суд (судья) своим определением удовлетворяет такое ходатайство;

в) заключение госоргана (упомянутое в ст. 189) должно:

иметь письменную форму;

относиться к существу дела, рассматриваемого судом;

быть подписано надлежащим должностным лицом и скреплено печатью госоргана.

Необходимо обратить также внимание на порядок заслушивания заключений госорганов и органов МСУ:

сначала председательствующий (иной член суда) либо уполномоченный госоргана оглашает заключение (это вытекает также из правил ст. 157 — см. коммент. к ней), о чем указывается в протоколе судебного заседания;

затем суд задает уполномоченному госоргана свои вопросы (впрочем, он может задавать вопросы и после лиц, участвующих в деле, их представителей, и во время ответов на их вопросы);

вслед за этим вопросы уполномоченному госорганов могут задавать лица, участвующие в деле, и их представители (см. коммент. к ст. 34-54 ГПК).

Упомянутые выше вопросы призваны разъяснить те или иные позиции заключения, а в необходимых случаях — и дополнить его.

Помимо указанной деятельности уполномоченные госорганы могут функционировать как лица, участвующие в деле (см. коммент. к ст. 46, 47 ГПК).

2. Кроме того, анализ правил ст. 189 показывает, что:

а) они посвящены такой самостоятельной стадии судебного разбирательства, как окончание рассмотрения дела по существу (о начале этого этапа см. коммент. к ст. 172);

б) последовательность процессуальных действий, установленная в ст. 189, для суда обязательна:

именно после заслушания заключений, указанных выше, после рассмотрения (т.е. заслушав и исследовав их) всех доказательств (письменных, вещественных, свидетельских показаний, заключений экспертов и др. — см. коммент. к ст. 175-188) суд (председательствующий или другой член суда) выясняет у лиц, участвующих в деле, и их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями (это фиксируется в протоколе судебного заседания);

лица, участвующие в деле, и их представители могут заявить, что они желали бы дополнить материалы дела (об этом также указывается в протоколе). Если такое заявление сделали несколько лиц, то суд (своим определением) устанавливает порядок представления этих материалов и их исследования.

3. При отсутствии упомянутых в ст. 189 заявлений председательствующий (судья, рассматривающий дело единолично) объявляет рассмотрение дела по существу законченным. Об этом указывается в протоколе судебного заседания.

И лишь после этого суд переходит (вынося об этом соответствующее определение) к судебным прениям (это производится в той последовательности, которая предусмотрена в ст. 190 — см. коммент. к ней).

Альтернативный комментарий к ст.189 ГПК

Чтобы соблюсти принципы равенства сторон, состязательности и диспозитивности, статья 189 ГПК РФ предоставила в ходе судебного разбирательства право слова прокурору, наряду с представителями органа государственной власти и муниципалитета. Ранее, в период действия ГПК РСФСР, прокурор мог подать заключение по существу дела лишь после судебных прений. Упомянутые в статье уполномоченные лица представляют на рассмотрение суда заключение в письменном виде и в ходе судебного заседания оглашают его. Если прокурор, представители государственного и муниципального органа были извещены должным образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явились, то данный факт не является препятствием для оглашения их заключений в ходе судебного разбирательства.

В ряде случаев, суд может признать обязательным присутствие представителей государственного органа власти или местного самоуправления. Так, на основании статьи 273 ГПК РФ, при рассмотрении заявления об усыновлении, представитель органа опеки и попечительства в интересах несовершеннолетнего обязан дать заключение по существу вопроса в суде. Такие заключения выражают официальную точку зрения, поэтому мнение представителя не может идти вразрез с заключением того органа, от имени которого он выступает. Если представитель затрудняется ответить на дополнительные вопросы или его ответы не совпадают с положениями заключения, то суд, до уточнения позиции органа государственной власти или муниципалитета, вправе отложить рассмотрение дела по существу.

Письменное заключение приобщается к материалам дела. Прокурор, в соответствии с частью 3 статьи 45 ГПК РФ, юридически обоснованно излагает анализ доказательств, фактов и обстоятельств изучаемого дела, дает ему правовую оценку. Опираясь на конкретные нормы действующего законодательства, прокурор вносит предложение о разрешении рассматриваемого дела. В целях, предусмотренных статьей 47 ГПК РФ, представители органов государственной власти и местного самоуправления также предлагают на рассмотрение суда анализ фактических обстоятельств дела и свое мнение в отношении его исхода. Суд не всегда поддерживает доводы, представленные в заключении прокурора и представителей власти, и, в таком случае, в судебном решении выражает мотивированное несогласие.

Завершая рассмотрение дела по существу, изучив все доказательства, суд также предоставляет слово другим участникам судебного процесса и их представителям для дачи дополнительных объяснений. Если на этом этапе выясняются новые обстоятельства дела и доказательства, то рассмотрение продолжается. Если со стороны указанных в статье 189 ГПК РФ лиц инициатива отсутствует, или ходатайства заявителей о дополнении дела новыми материалами суд не удовлетворил, то процедура исследования дела считается завершенной. Суд переходит к следующей стадии судебного разбирательства – судебным прениям.