Статья 27. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 27 ГПК РФ

l. Характеризуя правила ст. 26, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

а) в них речь идет о судах субъектов России: республик в составе России, областей, краев, автономной области, автономных округов, а также о Московском городском суде и городском суде г. Санкт-Петербурга;

б) указанные в ст. 26 суды являются:

судами первой инстанции в случаях, прямо предусмотренных в самой этой статье;

непосредственно вышестоящими судами по отношению к районным (городским — приравненным к районным) судам, действующим на территории соответствующего субъекта России (ч. 2 ст. 20 Закона о судебной системе);

в) окружной (флотский) военный суд в первой инстанции рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной: судьей единолично, либо коллегией, состоящей из трех судей (ст. 14, 15 Закона о военных судах);

г) в настоящее время суды субъектов России рассматривают по первой инстанции также следующие гражданские дела:

о признании забастовки незаконной (п. 5 ст. 17 Федерального закона от 23.11.1995 N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»);

о приостановлении начавшейся забастовки или об отложении неначавшейся забастовки сроком до 30 дней (п. 8 ст. 17 этого же Закона);

о прекращении или приостановлении деятельности общественных объединений (ст. 42 Закона об объединениях);

предусмотренные Федеральным законом от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (например, о неправомочности состава депутатов законодательного (представительного) органа субъекта России — ст. 9);

иные дела, которые перечислены в ст. 26 или которые Федеральным законом прямо отнесены к подсудности судов субъектов России;

д) стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для конкретного дела и в случаях, когда дело в первой инстанции рассматривают суды субъектов России: этот вывод основан на систематическом толковании правил ст. 26 и ст. 32 (см. коммент. к ней).

2. Суды субъектов России (каждый на своей территории):

а) вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое гражданское дело из районного суда (городского суда на правах районного), если между самими сторонами имеется соглашение о такой передаче. Форма соглашения может быть любой (письменной, устной), оно может быть выражено в совместном заявлении или ходатайстве сторон и т.д. Верховный Суд РФ указал, что «вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду» (п. 8 Постановления N 8). Это в полной мере относится и к случаям, предусмотренным ст. 26;

б) обязаны принять непосредственно к своему производству в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные:

— с оспариванием нормативных правовых актов (см. об этом понятии коммент. к ст. 27) органов государственной власти (включая законодательные и представительные, а не только исполнительные органы) и должностных лиц (в т.ч. губернаторов, глав администраций и т.п.) субъектов России;

— с государственной тайной. К последней относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России (ст. 2 Закона о государственной тайне). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, указан в ст. 5 Закона о государственной тайне;

— с обеспечением конституционных прав граждан России избирать и быть избранными, участвовать в референдуме (см. об этой категории дел коммент. к ст. 259-261);

— иные дела, прямо указанные в ст. 26.

Она исходит, в частности, из того, что дела о назначении даты выборов должностных лиц органов МСУ отнесены к подсудности суда субъекты РФ (БВС, 2002, N 11, с. 4).

О судебной практике см.: БВС РФ, 2000, N 4, с. 14; N 5, с. 7, 17; 2005, N 5, с. 11.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)
8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

3. Для правильного применения ст. 26 нужно иметь в виду, что КС (в постановлении от 18.07.2003 N 13-П) признал нормы п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК (которые наделяют прокурора правом обращаться в суды общей юрисдикции с заявлениями о признании не соответствующими федеральному закону положений конституций и уставов субъектов РФ, а суды общей юрисдикции полномочиями разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ) не соответствующими Конституции РФ. См. также определения КС от 18.11.2004 N 377-О от 12.07.05 N 322-О.

Изменения, внесенные в ст. 26 Законом N 93, вступили в силу с 05.08.2005. О подсудности судам субъектов РФ дел об оспаривании решений, действий (бездействия) госорганов, ОМСУ, их должностных лиц, см. п. 11 Постановления от 10.02.09.

Альтернативный комментарий к ст.27 ГПК

Статья 27 ГПК РФ в действующей редакции носит отсылочный характер. Причем такая редакция статьи появилась в Гражданском процессуальной кодексе только в марте 2014 года. Следует учитывать, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам. К его подсудности относятся самые значимые дела, которые затрагивают интересы государственных органов власти на федеральном уровне.

На сегодняшний день Верховный Суд РФ объединяет всю судебную власть в стране. В Верховном Суде РФ могут быть проверены все гражданские дела, таким образом, правила подведомственности, закрепленные в статье 22 ГПК РФ на этот суд не распространяются.

Согласно статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

В статье 27 ГПК РФ был приведен полный перечень дел, подсудных Верховному суду РФ. Следует учитывать изложенные правила при определении подсудности районных судов (статья 24 ГПК РФ).

Дополнительный комментарий к ст. 27

Комментируемая статья 27 ГПК РФ устанавливает подсудность гражданских дел Верховному Суду РФ, которая определяется Федеральным конституционным законом.

Согласно Федерального конституционного закона Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации;

о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов;

об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.