Статья 399 ГПК РФ (действующая редакция). Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства

1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.

2. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.

3. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право.

4. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Комментарий к Ст. 399 ГПК РФ

1. Анализ правил ст. 399 позволяет сделать ряд выводов:

1) они имеют характер новеллы: дело в том, что в ГПК 1964 г. не было статьи, специально посвященной порядку определения личного закона физического лица;

2) ее не следует применять при определении личного закона иностранной организации и международной организации: дело в том, что личный закон этих ЮЛ устанавливается по правилам ст. 400 (см. коммент.);

3) она исходит из того общего правила, что гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства (см. о них коммент. к ст. 398) определяется их личным законом.

2. Для правильного применения ч. 2 и 3 ст. 399 нужно иметь в виду, что:

1) личным законом физического лица, имеющего гражданство какого-либо одного иностранного государства, является гражданское (в т.ч. и процессуальное) законодательство именно этого государства. Причем не имеет значения то обстоятельство, что сам гражданин считает своим личным законом законодательство другого государства: суд, рассматривая спор с участием гражданина иностранного государства, должен исходить из этого правила (то же относится к другим органам, наделенным полномочиями применять иностранное право, что предусмотрено в ст. 1186 ГК);

2) личным законом лица, одновременно имеющего и российское гражданство, и гражданство иностранного государства, является российское право. Следует учесть, что в соответствии с ч. 1 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с:

— федеральным законом. Действующий Закон о гражданстве допускает возможность приобретения в Российской Федерации гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 6);

— международным договором Российской Федерации. В настоящее время соглашение о двойном гражданстве Российская Федерация имеет только с Туркменией;

3) личным законом лица, у которого несколько иностранных гражданств (эта ситуация возникает иногда в связи с тем, что в ряде стран, например в Бразилии, Мексике, применяется т.н. право почвы, т.е. ребенок, родившийся на территории этих стран, автоматически становится гражданином этих стран), считается право страны, в которой это физическое лицо имеет место жительства. То есть налицо коллизионная норма: суд должен установить, право какой страны подлежит применению; при этом следует руководствоваться принципом места жительства. Проживание может выражаться в самых разнообразных формах: в том, что физическое лицо постоянно (т.е. на основе прописки, регистрации и т.п.) или преимущественно проживает в данной стране; в том, что на ее территории находится основная часть его имущества (все имущество); в том, что все сделки это лицо совершает в соответствии с правом этой страны, и т.п. Следует обратить внимание на то, что систематический анализ правил ст. 399 ГПК и ст. 1190, 1195 ГК показывает, что в данном случае допускается отсылка и к коллизионным нормам, а не только к т.н. материальному праву соответствующей страны.

3. Анализируя правила ч. 4 ст. 399, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) лица без гражданства (упомянутые в ч. 4 ст. 399) — это лица, не принадлежащие к гражданству Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства (ст. 3 Закона о гражданстве);

2) если лицо без гражданства постоянно проживает на территории Российской Федерации, то российское право и считается его личным правом;

3) если лицо без гражданства постоянно проживает на территории какого-либо иностранного государства, то его личным правом считается правовая система этого государства;

4) о том, постоянно ли проживает гражданин в Российской Федерации (или в другом государстве), можно судить исходя из факта его регистрации. Регистрационный учет физических лиц (он заменил известную систему прописки) в Российской Федерации осуществляется на основе Закона N 5242-1 и изданных в его развитие правовых актов как федеральных органов исполнительной власти (например, Правила регистрации и снятия граждан Российский Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713), так и государственных органов субъектов Российской Федерации (например, постановление правительства г. Москвы N 189-ПП от 06.04.2004 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве»). Упомянутые правовые акты различают «место жительства» (жилой дом, квартира и т.п., в которых физическое лицо постоянно или преимущественно проживает) и «место пребывания» (например, гостиница, санаторий, т.е. места, в которых физические лица временно проживают).

Если лицо без гражданства с учетом этих правовых норм постоянно проживает на территории Российской Федерации (зарегистрировано в месте жительства), то на него в полном объеме распространяются нормы ГК, ТК, ГПК и др., т.е. российское право является его личным законом. В противном случае личным законом этого лица является иностранное право: тогда суду (иным органам) надлежит определить применимое право (т.е. налицо ситуация, характерная для коллизионного права).

4. К сожалению, в ст. 399 не урегулирован вопрос о личном законе (по которому определяется гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность лица) беженца. Систематическое толкование ст. 36, 37, 399 ГПК, с одной стороны, и ст. 1195 ГК, норм Закона о беженцах, с другой стороны, показывает, что:

1) беженец — это прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление (ст. 1 Закона о беженцах);

2) от беженцев следует отличать вынужденных переселенцев — граждан Российской Федерации, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них (или членов их семей) насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденными переселенцами признаются как граждане Российской Федерации, вынужденные покинуть территорию иностранного государства, так и граждане, вынужденные покинуть местожительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывшие на территорию другого субъекта Российской Федерации в связи с вышеуказанными обстоятельствами (ст. 1 Закона о переселенцах). Вынужденными переселенцами считаются также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях в Российской Федерации и изменившие место жительства на ее территории по вышеуказанным обстоятельствам. Кроме того, к вынужденным переселенцам относятся и граждане СССР, которые постоянно проживали на территории союзной республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца на территории Российской Федерации и утратившие этот статус в связи с получением российского гражданства при наличии обстоятельств, препятствовавших таким лицам в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации (п. 3, 4 ст. 1 Закона о переселенцах);

3) личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Это означает, что если убежище беженцу было предоставлено в Российской Федерации, то личным законом этого лица является российское право. В соответствии со ст. 8 Закона о беженцах лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

— получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с законом;

— получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

— получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ;

— получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания;

— охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренние делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

— пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения найма другого жилья;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

— медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

— получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

— работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

— социальную защиту, в т.ч. социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

— получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации, в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

— содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

— обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица, признанного беженцем, и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.

Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ;

— обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

— участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

— добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

— выезд на место жительства в иностранное государство;

— пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Закона о беженцах лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

— соблюдать Конституцию РФ, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

— своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;

— соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

— сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. Постановка на учет лица, признанного беженцем, в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе является основанием для регистрации данного лица и членов его семьи в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по внутренним делам по новому месту пребывания;

— проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. Изложенные выше права и обязанности беженцев должны учитываться судом при рассмотрении дел с их участием;

4) если убежище беженцу было предоставлено иностранным государством, то суд, другие органы, наделенные полномочиями решать вопрос о подлежащем применению праве, должны исходить из того, что применению подлежит право иностранного государства, предоставившего убежище такому лицу. Порядок предоставления статуса беженца (что означает также предоставление убежища) предусмотрен в Законе о беженцах (ст. 2-4);

5) статус беженца утрачивается, если он:

приобрел гражданство Российской Федерации или другого государства;

добровольно воспользовался защитой государства, чью территорию он вынужден был покинуть;

выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации;

лишен этого статуса федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом в установленном порядке (ст. 9, 10 Закона о беженцах).

5. В ст. 399 содержится также ряд особых правил:

1) если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право (п. 3 ст. 399). При этом:

— действуют общие правила ст. 20 ГК о том, что местом жительства физического лица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Суд (решая вопрос о личном законе иностранного гражданина) должен исходить из учета всех обстоятельств, в т.ч. срока фактического проживания в Российской Федерации, наличия в собственности такого лица жилого помещения, рода его деятельности, семейного положения (например, замужем ли женщина за гражданином Российской Федерации и проживает ли совместно с ним в Российской Федерации и т.п.);

— если несовершеннолетний до 14-летнего возраста проживает в Российской Федерации вместе с родителями (иностранными гражданами), то его личным законом также является российское право;

2) при наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. В практике возник ряд вопросов:

— как определяется личный закон лица, имеющего гражданство двух иностранных государств, но фактически проживающего в другой (третьей) стране, где оно имеет место жительства? Очевидно, в этом случае действуют коллизионные нормы такой страны;

— является ли личным законом указанного лица (проживающего в Российской Федерации) российское право? На этот вопрос следует дать утвердительный ответ: иное противоречило бы правилам п. 3 ст. 399 ГПК. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право, даже если он имеет гражданство двух и более иностранных государств;

3) личным законом гражданина Российской Федерации является российское право. В практике возник вопрос: применяются ли правила п. 2 ст. 399 в отношении российских граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации? Да, личным законом таких граждан является российское право. Аналогично решается вопрос даже в тех случаях, когда российский гражданин приобретает гражданство страны, где он фактически проживает. И в этом случае (пока лицо остается гражданином Российской Федерации) его личным законом считается российское право.

Систематический анализ ст. 399 ГПК, с одной стороны, и ст. 1195 ГК — с другой, показывает, что право, применимое к отношениям с участием лиц, упомянутых в ст. 399 ГПК, определяется не только в соответствии с ГПК, ГК, иными законами, но и на основании международных договоров и обычаев, признаваемых Российской Федерацией. В силу известных исторических причин для физических лиц — граждан Российской Федерации и граждан, проживающих в других странах, ранее входивших в СССР, особое значение имеет Минская конвенция (с учетом внесенных в нее изменений Протоколом к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанным в г. Москве 28.03.1997). Нужно учесть, что Минская конвенция действует для следующих государств:

———————————————-T———————————————¬

¦ Наименование государства ¦ Дата вступления в силу ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Белоруссия ¦ 19.05.1994 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Казахстан ¦ 19.05.1994 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Узбекистан ¦ 19.05.1994 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Россия ¦ 10.12.1994 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Таджикистан ¦ 20.12.1994 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Армения ¦ 21.12.1994 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Украина ¦ 14.04.1995 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Киргизия ¦ 17.02.1996 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Молдавия ¦ 26.03.1996 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Азербайджан ¦ 11.07.1996 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Грузия ¦ 11.07.1996 ¦

+———————————————+———————————————+

¦ Туркмения ¦ 19.02.1998 ¦

L———————————————+———————————————

6. Лицо, не являющееся на основании личного закона процессуально дееспособным:

1) по общему правилу и на территории РФ не обладает процессуальной дееспособностью;

2) может быть на территории РФ признано (судом!) процессуально дееспособным, если:

а) такое лицо в соответствии с российским правом (см. об этом коммент. к ст. 37) обладает процессуальной дееспособностью;

б) иное не предусмотрено международным договором, действующим для РФ.

7. Только в случаях, установленных федеральными законами либо международными договорами Российской Федерации, правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства может отличаться от правоспособности граждан Российской Федерации. Примерами могут служить:

а) запрещение иностранцам осуществлять на территории Российской Федерации некоторые виды трудовой деятельности либо занимать определенные должности (ст. 14 Закона об иностранцах). Например, они не могут быть штурманами в авиации, служить в милиции, быть назначены на должности государственных служащих;

б) введение некоторых ограничений передвижения на территории Российской Федерации и выбора места жительства, связанных с обеспечением государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения (ст. 11-18 Закона об иностранцах, ст. 8 Закона о ЗАТО и др.);

в) запрещение некоторых видов предпринимательской деятельности (например, Закон о детективах (ст. 4) запрещает иностранцам осуществлять на территории Российской Федерации частную детективную (сыскную) деятельность; Закон о страховании (ст. 6) допускает введение ограничений при создании иностранными гражданами на территории Российской Федерации страховых организаций);

г) ограничения, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства при создании некоторых видов коммерческих организаций (например, если такая организация будет осуществлять банковскую деятельность, ст. 17 Закона о банках);

д) изъятия, установленные для участия иностранцев в приватизации государственной и муниципальной собственности на территории Российской Федерации (ст. 214, 217 ГК);

е) ограничения, установленные для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 4, 14, 21 Закона об иностранных инвестициях).

Примером международного договора, устанавливающего возможность регулирования правоспособности иностранных граждан, может служить Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам».

В практике возникли вопросы:

— следует ли руководствоваться нормами иных (помимо законов) нормативных правовых актов, предусматривающих те или иные ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, если эти акты изданы до принятия ГПК и ГК? На этот вопрос следует отметить положительно. Дело в том, что и в Законе N 52 (ст. 4), и в Законе N 15 (ст. 4), и в Законе N 147 (ст. 4), и в Вводном законе установлено, что изданные до введения в действие ГК и ГПК нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и т.п. (т.е. то, что относится к т.н. иным нормативным правовым актам, см. об этом ст. 3 ГК) по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов;

— следует ли руководствоваться правилами иных нормативных правовых актов, принятых после введения в действие ГПК, устанавливающих ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства? Да, следует, если эти акты изданы:

до принятия соответствующего федерального закона (ст. 4 Вводного закона) на основании соответствующего федерального закона (т.е. их издание было законом предусмотрено);

в соответствии и на основании международного договора РФ или признанного Российской Федерацией обычая.

8. Для правильного применения норм ст. 399 необходимо также помнить, что:

а) физическое лицо признается имеющим дееспособность по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии у иностранца или лица без гражданства дееспособности (п. 2 ст. 1197 ГК);

б) дееспособность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства определяется по российскому праву как при совершении ими сделок, так и при возникновении обязательств не из сделок, а вследствие причинения вреда на территории Российской Федерации (например, вследствие причинения иностранцем или лицом без гражданства вреда жизни или здоровью граждан, вследствие причинения ими вреда при производстве и реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг). При этом имеются в виду также обязательства, возникающие вследствие причинения морального вреда.

в) дееспособность граждан Российской Федерации, а равно гражданская дееспособность иностранного гражданина, лица без гражданства, проживающих в Российской Федерации, определяются по российскому праву в отношении сделок, совершаемых в Российской Федерации. При этом необходимо руководствоваться нормами ГК, других нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и устанавливающих, что:

по общему правилу сделки совершаются совершеннолетними физическими лицами (п. 1 ст. 21, ст. 153 ГК);

лица в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с учетом норм ст. 26, 175 ГК;

малолетние совершают сделки при соблюдении норм ст. 28, 172 ГК;

признается право совершать сделки эмансипированных лиц (ст. 27 ГК);

лица, признанные недееспособными, не вправе совершать сделки (ст. 29, 171 ГК);

лица, признанные ограниченно дееспособными, вправе совершать лишь мелкие бытовые сделки (ст. 30, 176 ГК);

сделка может быть признана недействительной в связи с тем, что лицо было неспособно понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК).

Кроме того, на территории Российской Федерации суд, решая вопрос о признании физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным, должен руководствоваться российским правом. Аналогично решается вопрос о признании недееспособными граждан Российской Федерации, а также беженцев (п. 1, 6 ст. 1195 ГК);

г) признание лица недееспособным может быть осуществлено только судом в порядке, установленном ГПК (см. коммент. к ст. 281-286). Основания признания лица недееспособным установлены в ст. 29 ГК. Если эти основания отпали, суд признает лицо дееспособным. См. об этом подробнее в кн.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей ГК РФ. 3-е изд. М.: Экзамен, 2006;

д) лицо, которое вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничено в дееспособности также только судом в порядке, установленном ГПК (см. об этом коммент. к ст. 281-286).

Альтернативный комментарий к ст.399 ГПК

Применение в качестве основы для определения объема процессуальной право- и дееспособности субъекта, участвующего в рассматриваемом российским судом гражданском деле, понятия «личного закона» следует отнести к числу новелл ГПК РФ 2002 г. Правда, эта новелла фактически кардинально не изменяет соответствующих положений ранее существовавшего законодательства, но она юридически точно раскрывает их содержание, касающееся статуса физических лиц.

Процессуальная трактовка личного закона органически связана с однотипными категориями права гражданского и других отраслей, нормы которых регулируют разрешение судами дел по существу. И, что особенно важно и удобно для практики, комментируемая статья Кодекса обозначает ситуации, когда именно определение юридического статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в судопроизводстве следует считать основанными на нормах их личного закона. В данном случае российским судам надлежит учитывать два взаимодействующих фактора: гражданство субъекта процесса и его место жительства.

Критерий гражданства не проживающих на территории России иностранных физических лиц однозначно предписывает считать их личным законом юридические системы соответствующих государств. Значит, российским органам правосудия надлежит при возникновении дел с участием таких граждан учитывать те правила этих систем, которые определяют процессуальный статус своих подданных, даже при несовпадении этих правил с предписаниями отечественного законодательства. Например, на гражданина страны, где закон наделяет его полной дееспособностью в более раннем, чем 18 лет, возрасте, нельзя распространять ограничения, предусмотренные ч. 1 ст. 37 ГПК РФ.

Основу изложенных положений образуют нормы процессуального содержания. Но уместно обратить внимание также на другой, качественно отличный механизм установления юридического, в том числе процессуального статуса иностранного гражданина. При определенных обстоятельствах этот вопрос, касающийся конкретного лица, управомочен рассмотреть компетентный зарубежный суд. Вынесенное решение может быть для гражданина благоприятным, например, когда освобождает его от родительской или опекунской власти, либо, напротив, неблагоприятным вследствие лишения человека дееспособности по мотивам психического заболевания, слабоумия, беспредельной расточительности. Но при любом варианте акты такого содержания подлежат учету российскими органами юстиции. Согласно ст. 415 ГПК РФ в России признаются без дальнейшего производства решения иностранных судов относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение.

Для настоящего времени характерно активное добровольное или вынужденное переселение немалого количества людей из одних стран в другие, заключение браков между лицами с разным гражданством, усыновление детей иностранцами и т.п. Все это нередко приводит к возникновению разнообразных юридических последствий, в том числе к приобретению физическим лицом двух или даже нескольких гражданств. Российское процессуальное законодательство такие последствия учитывает.

Часть 2 ст. 399 ГПК РФ предусматривает, что при двойном гражданстве, из которых одно российское, превалирует последнее. Значит, при судебном рассмотрении на территории РФ дела с участием такого субъекта его личным законом, причем независимо от места жительства, будет право России, в том числе процессуальное в части, регулирующей право- и дееспособность. Аналогичная конструкция применительно к праву гражданскому закреплена п. 2 ст. 1195 ГК РФ.

Второй критерий установления личного закона физических лиц — их место жительства. Нормы ст. 399 ГПК РФ регламентируют практически наиболее вероятные ситуации, когда фактор гражданства играет второстепенную роль или вовсе безразличен при определении российским судом процессуального статуса заинтересованных участников спора. Ориентиром должны служить положения ст. 20 ГК РФ: местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а для лиц полностью недееспособных — место жительства их законных представителей.

Не знает исключений правило о том, что процессуальный статус иностранного гражданина, проживающего на территории России, полностью тождественен аналогичному статусу гражданина РФ. То же относится к лицам без гражданства, хотя их личным законом считается юридическая система страны места жительства, а таковой может быть как РФ, так и другое государство.

ГК РФ предусматривает, что личным законом беженца является право страны, предоставившей ему убежище. И хотя комментируемая статья ГПК РФ о беженцах не упоминает, юридически корректно наделить тех из них, кто оказался на российской земле, стандартным процессуальным статусом в сфере нашего гражданского судопроизводства. Есть достаточные основания распространить аналогичный режим и на так называемых вынужденных переселенцев.

Взаимодействие специфических обстоятельств способно привести к приобретению физическим лицом одновременно нескольких гражданств. Тогда личным законом такого лица будет право страны его проживания. Логическое толкование ч. 2 ст. 399 ГПК РФ позволяет заключить, что если одно из этих граждан российское, то надлежит считать российское право личным законом данного субъекта с соответствующим выводом относительно его процессуальной право- и дееспособности.

Дополнительный комментарий ст. 399 ГПК

Следует констатировать, что распространение в РФ на иностранных граждан и апатридов национального режима кардинально влияет на их процессуальный статус при участии в рассмотрении споров отечественными органами правосудия. Никакие ограничения процессуальной дееспособности, установленные для таких лиц нормами их личного закона, учету не подлежат, они обладают дееспособностью в соответствии с российским правом (ч. 5 ст. 399 ГПК).

Это может касаться, например, граждан из государств, где полная дееспособность наступает по достижении более чем восемнадцатилетнего возраста, ограничены права женщин, особенно замужних, и т.п. Однако решения компетентных иностранных судов об утрате дееспособности конкретными лицами, как уже было отмечено, российским судам нельзя игнорировать.

При необходимости применения норм ст. 399 ГПК перед российскими судами неизбежно возникают специфические проблемы по сравнению с процессами, где нет никаких чужих элементов. К числу таких проблем следует отнести установление в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства личного закона, с учетом которого выясняется их процессуальный статус. Доказательствами могут служить выданные компетентными зарубежными или российскими учреждениями документы, удостоверяющие личность участника спора, место его жительства или нахождения, регистрацию в качестве беженца и т.д.

В особых случаях нужны также решения зарубежных судов, касающиеся дееспособности конкретных субъектов. Такого рода информацию должны представлять заинтересованные участники дела, но она может быть собрана и по инициативе суда, включая использование механизма судебных поручений (ст. 407 ГПК).