1. Вопросы о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматриваются судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в десятидневный срок. Об этом извещаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их неявка не является препятствием к разрешению указанных вопросов.
2. По результатам рассмотрения заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства судом выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ.
3. На определение суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть подана частная жалоба.
4. Приостановленное судом исполнительное производство возобновляется определением того же суда после устранения обстоятельств, повлекших за собой его приостановление.
Комментарий к Ст. 440 ГПК РФ
1. В ст. 440 есть ряд новелл по сравнению со ст. 366 ГПК 1964 г.:
1) она учла, что судебный пристав-исполнитель не состоит при суде, а входит в самостоятельную службу;
2) уточнено, что о судебном заседании извещаются только взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель;
3) определен круг лиц, которым определение о приостановлении (прекращении) исполнительного производства направляется;
4) правила ст. 440 не распространяются на случаи возвращения исполнительного документа взыскателю.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
После вступления в силу (01.02.08) изменений внесенных в ст. 440 Законом N 225 от 02.10.07) уточнено, что вопросы о приостановлении и прекращении исполнительного производства рассматриваются в 10-дневный срок судом, в районе деятельности которого судебный пристав-исполнитель исполняет свои обязанности.
2. Правила ст. 440 должны применяться с учетом правил ст. 45 Закона об исполнительном производстве, которые устанавливают, что:
а) приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.
Во всех остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель;
б) по приостановленному или прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются;
в) о приостановлении или прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или в другой орган, выдавший исполнительный документ.
3. Применяя правила ст. 440 и ст. 45 Закона об исполнительном производстве, нужно обратить внимание на следующее:
а) неслучайно в них речь идет только о прекращении и о приостановлении исполнительного производства (но не о возвращении исполнительного документа): дело в том, что акт о возврате исполнительного документа взыскателю выносит сам судебный пристав (он утверждается не судом, а старшим судебным приставом — п. 2 ст. 46 Закона об исполнительном производстве);
б) они устанавливают, что в случаях, когда исполнительный документ был выдан не арбитражным судом (т.е. когда исполнительный документ выдан и самим судом общей юрисдикции, и другими, т.е. не судебными органами), исполнительное производство прекращает или приостанавливает суд общей юрисдикции, причем именно в районе исполнения своих обязанностей судебным приставом-исполнителем (см. о том, как определяется это место, ст. 33 Закона об исполнительном производстве и коммент. к ст. 436);
в) прекращает или приостанавливает исполнительное производство (путем вынесения соответствующего судебного акта):
— арбитражный суд, который выдал исполнительный документ, или арбитражный суд в районе которого судебный пристав-исполнитель исполняет свои обязанности, (до 01.02.08 — арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя);
— суд общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав исполнитель (даже если суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный документ, находится в одном субъекте России, а судебный пристав осуществляет свои обязанности — в другом);
г) правила ст. 440 не противоречат ст. 45, 46 Закона об исполнительном производстве. Иначе говоря, вопросы о прекращении и приостановлении исполнительного производства рассматриваются в судебном заседании.
4. Характеризуя правила ст. 440 и ст. 44, 45 Закона об исполнительном производстве, следует, кроме того, учесть ряд обстоятельств:
а) закон императивно запрещает осуществлять какие-либо исполнительные действия по приостановленному или прекращенному исполнительному производству: их совершение может повлечь ответственность виновного (вплоть до уголовной, ст. 315 УК);
б) судебный пристав обязан письменно сообщить (путем направления или вручения копии соответствующего постановления) о прекращении или приостановлении исполнительного производства:
— в суд (если данный вопрос был разрешен не тем судом, который выдал исполнительный документ, см. об этом выше);
— иному органу (см. коммент. к ст. 428), выдавшему исполнительный документ;
— должнику и взыскателю (даже если последние сами были инициаторами такого прекращения или приостановления);
— не позднее трех календарных дней со дня вынесения постановления.
5. Определение суда общей юрисдикции о прекращении или о приостановлении исполнительного производства может быть обжаловано (см. коммент. к ст. 371-372, 331-333 ГПК).