Статья 446. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам

1. Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает десять тысяч рублей;

используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

семена, необходимые для очередного посева;

продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник;

используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, домашние животные, определенные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Перечень имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определяется федеральным законом.

3. Утратила силу с 1 января 2010 г.

Комментарий к Ст. 446 ГПК РФ

1. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание (изложенный в ст. 446), в настоящее время следует применять с учетом:

1) указаний Конституционного Суда РФ о том, что каждый имеет право на жилище и не может быть его лишен, что лишение жилплощади приводит к дискриминации в жилищных правах отдельных категорий граждан и в силу этого нарушает гарантируемый государством принцип равенства и свобод человека и гражданина (Постановление от 23.06.1995 N 8-П). См. также определение КС от 04.12.2003 N 456-о;

2) Перечня имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда (Приложение N 1 к Уголовно-исполнительному кодексу РФ, в настоящее время (после 16.12.2003) это приложение утратило силу). Дело в том, что этот Перечень и перечень, изложенный в ст. 446, не совпадают. Это нужно помнить при рассмотрении судом дел связанных с реабилитацией.

Конфискации не подлежали следующие имущество и предметы, принадлежащие осужденному на правах частной собственности или являющиеся его долей в общей собственности:

а) жилой дом, квартира или отдельные их части, если осужденный и его семья постоянно в них проживают (не более одного дома или одной квартиры на семью);

б) земельные участки, на которых расположены не подлежащие конфискации дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения сельского или подсобного хозяйства.

в) хозяйственные постройки и домашний скот в количестве, необходимом для удовлетворения минимальных потребностей семьи, осужденного, основным занятием которого является сельское хозяйство, а также корм для скота;

г) семена, необходимые для очередного посева сельскохозяйственных культур.

д) предметы домашней обстановки, утвари, одежды:

— одежда, обувь, белье, постельные принадлежности, кухонная и столовая утварь, находящиеся в употреблении;

— мебель, минимально необходимая для осужденного и членов его семьи;

— все детские принадлежности.

е) продукты питания в количестве, необходимом для осужденного, основным занятием которого является сельское хозяйство, и его семьи до нового урожая, а у остальных осужденных — продукты питания и деньги на общую сумму, равную трем минимальным размерам оплаты труда на осужденного и каждого из членов его семьи.

ж) топливо, предназначенное для приготовления пищи и отопления жилого помещения семьи осужденного;

з) инвентарь (в том числе сельскохозяйственная техника), а также пособия и книги, необходимые для продолжения профессиональных занятий осужденного и членов его семьи, за исключением случаев, когда осужденный приговором суда лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо когда инвентарь использовался им для совершения преступления;

и) транспортные средства, специально предназначенные для передвижения инвалидов;

к) международные и иные призы, которыми награжден осужденный.

Указанные выше предметы могут быть конфискованы, если они обнаружены в количестве, явно превышающем потребности осужденного и его семьи, либо изготовлены из драгоценных металлов, являются предметами роскоши или имеют историческую или художественную ценность.

3) ст. 24 ГК РФ, в которой указано, что «перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством».

В связи с тем, что перечень, изложенный в ст. 446, не совпадал с Перечнем имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, для целей ГПК следует исходить из норм ст. 446.

2. «Взыскание по исполнительным документам» (упомянутое в ст. 446) — следует отличать от конфискации. При этом необходимо учитывать правила:

1) ст. 243 ГК РФ, предусматривающей, в частности, что в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (однако после 16.12.2003 такой вид наказания из УК был практически исключен) или иного правонарушения. Тем не менее после 01.07.07 за совершение преступлений, перечисленных в ст. 104.1 УК — конфискация может быть применена (с учетом положений ст. 104.2-104.3 УК);

2) ст. 3.7 КоАП, устанавливающей, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства вещей, не изъятых из оборота.

Конфискация имущества устанавливается за серьезные административные правонарушения, чаще всего совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП.

3. Федеральный закон, устанавливающий перечень имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в настоящее время не принят. В связи с этим необходимо руководствоваться:

1) нормами ст. 69-78 Закона об исполнительном производстве, устанавливающими, в частности, что:

взыскания по исполнительным документам обращаются в первую очередь на наличные денежные средства должника, а затем — на денежные средства, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных учреждениях. О порядке взыскания денежных средств организаций см. ниже;

если у должника отсутствуют средства в рублях, то взыскание обращается на иностранную валюту. Взыскание обращается в том объеме и размере, которые необходимы для исполнительных документов, с учетом исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий в соответствии с Законом об исполнительном производстве);

взыскание может быть обращено и на ценные бумаги, и на имущественные права, и на имущество должника, находящееся у третьих лиц, и на исключительные права должника на результаты интеллектуальной собственности, и на дебиторскую задолженность;

2) особыми правилами взыскания налога, сбора, а также пени за счет денежных средств должника организации. Они состоят в том, что лишь при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового счета) организации (или отсутствии информации о

таких счетах) налоговый орган вправе взыскать недоимку по налогу (сбору, пени) за счет наличных денежных средств (см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к НК РФ. Т. 1. М.: Экзамен, 2005);

3) нормами ст. 48-123 ГК (о том, что под «организациями», указанными в ч. 2 ст. 446, понимаются организации любых организационно-правовых форм, в т.ч. и некоммерческие.

4. Систематическое толкование ст. 446 и ряда норм действующего Закона об исполнительном производстве и НК позволяет (методом исключения!) определить как виды имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание, так и виды имущества, на которое может быть обращено взыскание, а также порядок и очередность обращения взыскания такого имущества. При этом необходимо, в частности, руководствоваться:

1) нормами ст. 69-79 Закона об исполнительном производстве, устанавливающими следующий порядок обращения взыскания на денежные средства в рублях должника-организации:

а) наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы должника-организации и находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации, подлежат изъятию незамедлительно по их обнаружении.

Изъятые денежные средства в рублях в тот же день сдаются в банк для перечисления на счет взыскателя в размере долга, на счет внебюджетного фонда развития исполнительного производства в размере суммы исполнительского сбора, для зачисления в бюджеты всех уровней, а оставшиеся средства, предназначенные для покрытия расходов по совершению исполнительных действий, вносятся на депозитный счет подразделения;

б) судебный пристав-исполнитель принимает меры по наложению ареста на денежные средства должника-организации, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

2) нормами ст. 72 Закона об исполнительном производстве об особенностях порядка обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте, при исчислении долга в рублях. Установлено, в частности, что:

а) обнаруженные и изъятые у должника денежные средства в иностранной валюте судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня изъятия сдает для продажи в банк или иную кредитную организацию, которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

При аресте денежных средств должника в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банке или иной кредитной организации, которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает эти банк или иную кредитную организацию осуществить продажу иностранной валюты в размере, предусмотренном в постановлении;

б) в случае если указанные денежные средства находятся на счетах и во вкладах или на хранении в банке или иной кредитной организации, которые не пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель обязывает их перевести денежные средства должника в иностранной валюте в банк или иную кредитную организацию, которые пользуются этим правом.

в) банк или иная кредитная организация выполняют указанные выше постановления судебного пристава-исполнителя в трехдневный срок со дня их поступления.

Копии постановлений судебного пристава-исполнителя в случаях, указанных выше, направляются сторонам.

Постановления судебного пристава-исполнителя, указанные выше, могут быть обжалованы в соответствующий суд в десятидневный срок;

3) нормами ст. 46 НК об особом порядке взыскания недоимки по налогам и сборам и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах организации. Они устанавливают, что:

а) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее — решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и(или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и(или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога;

б) инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента;

в) при взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)
8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

г) арест имущества в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога, сбора осуществляется с учетом особенностей, установленных в ст. 77 НК.

Установлено, что арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации.

Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога;

д) решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и(или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю), разъясняются их права и обязанности.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю);

е) руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом;

4) положениями ст. 47 НК о порядке взыскания имущества организации. Установлено, что:

а) взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации должно содержать:

— фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

— дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

— наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, на чье имущество обращается взыскание;

— резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

— дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

— дату выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа;

б) исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится последовательно в отношении:

— наличных денежных средств;

— имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

— готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и(или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

— сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

— имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

— другого имущества;

в) в случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента-организации за счет вырученных сумм;

5) правилами ст. 77, 78 Закона об исполнительном производстве, устанавливающими порядок ареста и реализации имущества организации в других случаях. Установлено, в частности, что арест и реализация имущества должника-организации осуществляются в следующей очередности:

а) в первую очередь — имущества, непосредственно не участвующего в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);

б) во вторую очередь — готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенных для непосредственного участия в нем;

в) в третью очередь — объектов недвижимого имущества, а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных средств, предназначенных для непосредственного участия в производстве;

6) правилами ст. 73, 82 Закона об исполнительном производстве о том, что арест на ценные бумаги (в т.ч. и принадлежащие должнику-организации) налагается в порядке, предусмотренном нормами Закона о ценных бумагах. Нужно также иметь в виду, что Правительство РФ утвердило своим постановлением Порядок ареста ценных бумаг (этот документ подлежит применению в той мере, в какай не противоречит Закону о ценных бумагах и ст. 73, 82 Закона об исполнительном производстве). В упомянутом Порядке ареста ценных бумаг установлено, что в нем определяется процедура наложения ареста на ценные бумаги должника при обращении взыскания на его имущество, на основании исполнительных документов. При этом судебный пристав обязан убедиться в праве собственности должника на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг на предъявителя — п. 1, 2 Порядка ареста ценных бумаг). Кроме того, в Порядке ареста ценных бумаг предусмотрено, что:

арест на документарные ценные бумаги налагается по месту их нахождения;

арест на бездокументарные ценные бумаги налагается по месту учета прав владельца этих бумаг;

такой арест распространяется также на ценные бумаги, полученные в результате их конвертации или обмена (п. 2).

О наложении ареста на ценные бумаги судебный пристав-исполнитель составляет акт. В акте указываются:

— общее количество арестованных ценных бумаг, их вид и номинальная стоимость, государственный регистрационный номер, сведения об эмитенте, месте учета прав владельца ценных бумаг;

— сведения о документе, удостоверяющем право собственности должника на арестованные ценные бумаги (п. 3).

После наложения ареста на ценные бумаги судебный пристав-исполнитель обязан принять решение о передаче их на хранение владельцу ценных бумаг или об изъятии ценных бумаг с передачей их на хранение в специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию.

Арестованные документарные ценные бумаги передаются на хранение под роспись должника или должностного лица указанной организации в акте ареста ценных бумаг с вручением им копии этого акта.

Судебный пристав-исполнитель может также принять решение об ограничении владельца ценных бумаг в праве пользования ими, о чем выносит соответствующее постановление (п. 4).

Копия акта ареста ценных бумаг и копия постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении владельца ценных бумаг в праве пользования ими, заверенные печатью старшего судебного пристава подразделения судебных приставов, направляются эмитенту, держателю реестра ценных бумаг (далее именуется — держатель реестра) и депозитарию.

Получив указанные документы, эмитент, держатель реестра и депозитарий не могут совершать операции, связанные с осуществлением должником прав на арестованные ценные бумаги, и предпринимать какие-либо действия в отношении ценных бумаг, кроме подтвержденных соответствующим распоряжением судебного пристава-исполнителя.

Арест ценных бумаг не препятствует совершению эмитентом действий по их погашению, выплате по ним доходов, их конвертации или обмену на иные ценные бумаги, если такие действия предусмотрены условиями выпуска арестованных ценных бумаг (п. 5). Изъятие бездокументарных ценных бумаг не производится. Хранение бездокументарных ценных бумаг осуществляет депозитарий. Судебный пристав-исполнитель в случае, когда у него имеются основания полагать, что хранение бездокументарных ценных бумаг способно затруднить исполнительное производство или сделать его невозможным, обязан отдать распоряжение должнику о передаче на хранение арестованных бездокументарных ценных бумаг другому депозитарию (п. 6, 7).

Все доходы по арестованным ценным бумагам подлежат зачислению эмитентом на депозитный счет соответствующего подразделения службы судебных приставов с последующим направлением их на погашение задолженности.

В случае выплаты доходов по арестованным ценным бумагам или погашения арестованных ценных бумаг в форме передачи их владельцу имущества и(или) имущественных прав судебный пристав-исполнитель осуществляет взыскание в отношении такого имущества и(или) имущественных прав в порядке, установленном законодательством России (п. 10);

7) нормами ст. 94-97 Закона об исполнительном производстве о том, что:

— в случае ареста судебным приставом-исполнителем принадлежащего должнику-организации имущества третьей очереди он в трехдневный срок после осуществления ареста направляет в госорган уполномоченный по делам о несостоятельности (банкротстве) о произведенном аресте имущества должника-организации с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя;

— копия указанного уведомления направляется в налоговый орган, контролирующий осуществление должником-организацией платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

По предложению уполномоченного госоргана по делам о несостоятельности (банкротстве) судебный пристав-исполнитель за счет средств, выделяемых на финансирование службы судебных приставов, публикует в печати сообщение об обращении взыскания на имущество должника-организации;

— получив уведомление госоргана уполномоченного по делам о несостоятельности (банкротстве) об осуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации, судебный пристав-исполнитель обращается в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации с заявлением об отсрочке исполнения исполнительного документа до возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

— в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации исполнительное производство и реализация его имущества, на которое обращено взыскание, приостанавливаются до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу.

8) правилами ст. 89-93 Закона об исполнительном производстве, о том, что арестованное имущество должника-организации реализуется путем его продажи (в течение сроков, установленных нормами Закона об исполнительном производстве, по общему правилу эти сроки исчисляются со дня получения имущества организатором торгов для реализации, если иное не установлено федеральным законом). При этом:

— продажа движимого имущества должника-организации осуществляется специализированными организациями на комиссионных или иных договорных началах;

— недвижимое имущество продается специализированными риэлторскими организациями (имеющими необходимые лицензии);

— если имущество должника-организации не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается организации, а исполнительный документ — взыскателю;

9) правилами ст. 46-48, 77 НК, установившим следующую очередность ареста и реализации имущества должника-организации:

в первую очередь — имущества, непосредственно не участвующего в производстве;

во вторую очередь — готовой продукции, иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве (и не предназначенных для этого);

в третью очередь — объектов недвижимости, а также основных средств, непосредственно участвующих в производстве.

5. Проводимая (в процессе обращения взыскания) реализация имущества должника-организации может осуществляться и путем проведения торгов. При этом необходимо руководствоваться правилами:

1) ст. 89-95 Закона об исполнительном производстве, устанавливающих, в частности что:

а) торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, с которыми заключен соответствующий договор.

Специализированные организации проводят торги по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги.

К заявке прилагаются:

— копия исполнительного документа;

— копия акта ареста имущества, составленного судебным приставом-исполнителем;

— документы, характеризующие объект недвижимости;

— копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него, в случае продажи отдельно стоящего здания;

б) при продаже права долгосрочной аренды судебный пристав-исполнитель в дополнение к указанным выше документам прилагает:

— копию договора аренды;

— копию свидетельства о регистрации договора аренды;

— копию документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо документа, из которого следует возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя, если право аренды было получено арендатором в результате торгов;

в) при продаже права на объект незавершенного строительства судебный пристав-исполнитель в дополнение к указанным выше документам прилагает:

— копию решения об отводе земельного участка;

— копию разрешения органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления на строительство;

2) ст. 96, 97 Закона об исполнительном производстве, который предусматривает, что:

в случае исполнения исполнительного документа в отношении должника — ИП — применяются порядок взыскания на имущество при введении в отношении организации — должника процедур банкротства, а также при ликвидации должника — организации;

при реорганизации должника — реорганизации взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства и иное имущество той организации, на которую судебным актом возложена ответственность по обязательствам должника — организации.

6. Порядок проведения торгов определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (в т.ч. и при обращении взыскания на имущество организации). В соответствии со ст. 447-449 ГК:

1) торги проводятся в форме аукциона или конкурса. В свою очередь аукционы могут быть:

а) открытыми. Это означает, что в качестве покупателя в таком аукционе может принять участие любое дееспособное и правоспособное лицо. О том, что аукцион открытый, участники узнают из извещения о торгах. Число участников открытого аукциона не ограничено, если иное не установлено законом. Никаких дополнительных условий для выигрыша торгов от участников открытого аукциона, помимо предложения наивысшей цены, требовать нельзя.

По общему правилу, если иное не установлено законом или иным правовым актом, открытый аукцион проводится следующим образом. Лицо, которое проводит аукцион (им может быть и собственник, и лицо, специально нанятое для этого; часто его называют аукционистом или просто организатором аукциона), оглашает ряд необходимых сведений: наименование продаваемого имущества (имущественного права), краткую его характеристику. Оно же сообщает начальную цену аукциона и определяет шаг аукциона (т.е. разницу между начальной и предложенной ценами). Шаг аукциона остается единым до конца торгов. В процессе аукциона называется очередная цена, а покупатели сигнализируют о готовности купить реализуемую вещь (имущественное право) по такой цене специально оговоренным способом. Торги завершаются, когда после троекратного объявления очередной цены ни один из покупателей не дал соответствующий сигнал о согласии купить по этой цене. Победителем признается тот из участников, который был назван аукционистом последним;

б) закрытыми. В таком аукционе вправе участвовать только специально приглашенные лица. Разновидностью закрытого аукциона является закрытый тендер — в этом случае каждый из специально приглашенных участников направляет в специальную тендерную комиссию предложения о цене, которую он готов уплатить (обычно в запечатанных конвертах). Комиссия организует учет этих предложений, вскрывает конверты в день проведения тендера и определяет победителя: им становится участник, предложивший наивысшую цену. Если несколько участников предложат наивысшую цену, то победителем признается покупатель, который предложил ее ранее всех. В случае если несколько участников предложили наивысшую цену одновременно, победителя определяют с помощью жребия. Участники вправе присутствовать при вскрытии конвертов и подведении итогов закрытого тендера.

7. Вторая форма проведения торгов (упомянутая выше) — конкурс — также имеет ряд разновидностей:

а) открытый конкурс. Любой желающий принять участие в конкурсе покупатель (ознакомившись с его условиями, сообщаемыми в извещении о торгах) направляет организатору торгов необходимые документы (заявку об участии в конкурсе, копию платежного документа об уплате задатка, иную истребуемую информацию), а также свои предложения по условиям конкурса в письменной форме. Специально созданная конкурсная комиссия рассматривает предложения участников и объявляет победителем того из них, чьи предложения наиболее полно удовлетворяют условиям конкурса и содержат наивысшую цену (см. об этом, например, ст. 20-30.1 Закона о заказах). В случае если предложения нескольких покупателей удовлетворяют условиям конкурса и содержат наивысшую цену, покупателем становится тот из них, который ранее подал свои предложения, а если и это не позволит определить победителя, то конкурсная комиссия проводит жребий;

б) закрытый конкурс. В нем вправе принимать участие лишь специально приглашенные лица;

в) двухэтапный конкурс (если проведение такого конкурса предусматривается, например, федеральным законом). На первом этапе организатор конкурса проводит переговоры с участниками и по их результатам он вправе на втором этапе внести изменения и дополнения в условия конкурса, установленные первоначально.

8. Кроме того, при приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий могут иметь место:

— инвестиционный конкурс — когда от покупателя требуется выполнение такого условия, как осуществление инвестиций;

— коммерческий конкурс (с социальными условиями) — когда от покупателей требуется выполнение каких-либо условий по отношению к приватизированному предприятию (ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»).

9. В п. 2 ст. 448 ГК содержатся требования, которым должно отвечать (по общему правилу) извещение о проведении любых торгов независимо от их формы:

а) извещение делается не менее чем за 30 дней до проведения торгов. Форма извещения во многом зависит от формы торгов: например, при проведении открытого конкурса организатор конкурса может опубликовать извещение о нем в печати (местных СМИ, в специальных бюллетенях и т.п.); при проведении закрытого конкурса извещение о торгах должно быть приложено к приглашению принять участие в конкурсе.

Допускаются и иные формы извещения: объявления по радио, телевидению, вывешивание на специальных стендах, в людных местах и т.д. (см., например, об этом в Законе о заказах);

б) извещение обязательно должно содержать те сведения, которые прямо упомянуты в п. 2 ст. 448 ГК (о времени, месте, форме торгов и т.д.). Однако организатор торгов вправе указать в извещении и другие сведения (например, при конкурсе — условия, которые должен обеспечить участник, о составе конкурсной комиссии; при аукционе — о шаге аукциона). Кроме того, в извещении должны быть указаны размер задатка, вносимого участниками, и банковские реквизиты покупателя.

Следует обратить внимание, что срок, установленный в ст. 90 Закона об исполнительном производстве, применяется только в случаях, если иное не предусмотрено законом (а иные сроки предусмотрены, например, Законом о конкурсах).

По общему правилу организатор может отказаться от проведения торгов в любое время. Однако необходимо учитывать следующее:

— такое право предоставлено лишь организатору открытых торгов;

— такое право предоставлено организатору лишь постольку, поскольку иное не установлено законом либо извещением о торгах (например, в этом извещении может быть указано, что организатор не вправе отменить торги);

— об отмене открытого аукциона организатор должен заявить не позднее чем за три дня, а об отмене открытого конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения торгов. Впрочем, в законе или извещении о торгах могут быть установлены и иные сроки предупреждения об отмене торгов из-за отказа организатора их проводить.

Отказ организатора от проведения открытых торгов может повлечь определенные убытки участников, поэтому ст. 448 ГК обязывает организатора торгов эти убытки возместить. Следует, однако, учесть, что речь идет о возмещении реального ущерба, т.е. части убытков. Дело в том, что упущенная выгода участников (даже если бы они ее доказали) возмещению со стороны организатора не подлежит.

Несколько более неблагоприятные имущественные последствия наступают для отказавшегося от проведения закрытых торгов организатора: он обязан возместить реальный ущерб лицам, приглашенным для участия в закрытом аукционе или конкурсе, независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов. Так, если даже такой отказ имел место за три месяца до даты проведения торгов, их организатор обязан возместить участникам реальный ущерб. Однако поскольку ответчиком является организатор торгов, то действуют общие правила, установленные ст. 401 ГК (см. об этом подробнее в кн.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй ГК РФ. 4-е изд. М.: Экзамен, 2006).

Размер задатка, вносимого участниками, определяется организатором торгов. Если им является не собственник вещи (обладатель имущественного права), размер задатка перед этим определяется в договоре между организатором и собственником (обладателем имущественного права). Однако когда торги проводит суд, то он вправе сам определить размер задатка. В извещении о торгах должны быть также указаны сроки и порядок внесения задатка (при этом следует руководствоваться установленными правилами о безналичных расчетах, порядком ведения кассовых операций, а также предусмотренной ЦБР предельной суммой расчета наличными деньгами, действующей на момент внесения задатка). Задаток подлежит возврату лицам, которые не выиграли торги, а также всем участникам, если торги не состоялись. Сумма же задатка, внесенного победителем торгов, засчитывается в исполнение обязательств по заключенному договору.

Результаты проведенных торгов оформляются протоколом, подписанным организатором торгов и лицом, которое выиграло торги (см., например, ст. 8 Закона о конкурсах). Этот протокол — суть договор (т.е. двусторонняя сделка в данном случае). Если выигравший торги участник уклоняется от подписания протокола, то он теряет сумму задатка, а если от подписания протокола уклоняются организаторы торгов — он должен уплатить двойную сумму задатка. Иначе говоря, и в данном случае задаток выполняет функции способа обеспечения обязательства. Кроме того, организатор обязан возместить победителю убытки в части, превышающей сумму задатка.

10. Для правильного применения ст. 446 необходимо также учитывать нормы постановления Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства». В указанном постановлении Правительство РФ, в частности:

1) наделило исключительно Российский фонд федерального имущества функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее именуется — имущество);

2) делегировало Российскому фонду федерального имущества полномочия по обращению от имени Правительства Российской Федерации в суды для признания движимого имущества бесхозяйным.

3) установило, что:

Российский фонд федерального имущества осуществляет реализацию имущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеет право на основании договоров привлекать к реализации имущества отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц;

федеральные органы исполнительной власти передают в Российский фонд федерального имущества обращенное в собственность государства имущество для его учета, оценки и распоряжения им.

Российскому фонду федерального имущества в качестве вознаграждения отчисляются средства в размере пяти процентов стоимости реализованного арестованного имущества, которые направляются на оплату услуг привлекаемых Фондом к реализации этого имущества поверенных, а также на создание единой информационной базы данных реализуемого имущества, оплату коммунальных услуг, аренды помещений и прочих расходов, связанных с обеспечением эффективного функционирования единой государственной системы реализации имущества.

Расходы по совершению исполнительных действий и обращению имущества в собственность государства возмещаются отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Российскому фонду федерального имущества в целях обеспечения сохранности имущества, возмещения убытков в случае его утраты (гибели), недостачи или повреждения следует обеспечить при необходимости страхование имущества, передаваемого на реализацию этому Фонду, за счет средств, полученных от реализации этого имущества.

Министерству финансов Российской Федерации с участием Российского фонда федерального имущества заинтересованных федеральных органов исполнительной власти следует определить порядок учета средств, поступающих в доход федерального бюджета от реализации имущества.

11. Есть особенности взыскания на имущество организации-должника, которая подлежит ликвидации или реорганизации (что нужно учитывать, применяя правила ч. 2 ст. 446). При этом необходимо иметь в виду, что:

1) в соответствии со 57-60 ГК и ст. 97 Закона об исполнительном производстве в случае реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) должника-организации взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства и иное имущество той организации, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена ответственность по обязательствам должника-организации.

В случае ликвидации должника-организации исполнительные документы, находящиеся у судебного пристава-исполнителя, передаются ликвидационной комиссии (ликвидатору) для исполнения.

О направлении исполнительного документа ликвидационной комиссии (ликвидатору) судебный пристав-исполнитель сообщает взыскателю.

Следует также учитывать, что:

а) организацией, на которую возложена ответственность по обязательствам должника организации (при ее реорганизации), является (в соответствии со ст. 57-58 ГК РФ):

при слиянии нескольких ЮЛ — вновь возникшее (в результате слияния) юридическое лицо (в соответствии с передаточным актом);

при присоединении одного ЮЛ к другому — ЮЛ, к которому по передаточному акту перешли права и обязанности присоединенного ЮЛ;

при разделении — вновь возникшие ЮЛ, в соответствии с разделительным балансом;

при выделении — ЮЛ, к которым переходят права и обязанности реорганизованного ЮЛ, в соответствии с разделительным балансом;

при преобразовании — вновь возникшее ЮЛ, к которому перешли права и обязанности реорганизованного ЮЛ в соответствии с передаточным актом;

б) при ликвидации ЮЛ правопреемства нет, поэтому судебный пристав передает исполнительные документы ликвидационной комиссии, о чем он письменно сообщает взыскателю (см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой ГК РФ, 4-е изд. М.: Экзамен, 2006);

2) особые правила установлены в ст. 49 НК для взыскания сумм налогов и сборов (пеней и штрафов) при ликвидации организации. В этих случаях:

а) обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации;

б) если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами;

в) при отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном гл. 12 НК, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации;

3) специальные правила установлены в ст. 50 НК и для взыскания сумм налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации ЮЛ.

Предусмотрено, в частности, что:

а) реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.

При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо;

б) сумма налога, излишне уплаченная юридическим лицом до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации.

Подлежащая зачету в счет исполнения обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам указанного юридического лица перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами;

в) при отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном гл. 12 Налогового кодекса. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Если реорганизуемое юридическое лицо имеет суммы излишне взысканных налогов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи заявления правопреемником (правопреемниками).

При этом сумма излишне взысканного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

13. Если организация ликвидируется, требования ее кредиторов (в т.ч. и взыскателей) подлежат удовлетворению в следующей очередности, установленной в ст. 64 ГК РФ.

14. Жилое помещение (упомянутое в ст. 446) — это:

1) либо отдельная квартира (часть квартиры). Возможно, что такое помещение находится в т.н. коммунальной квартире, возможно и так, что должнику принадлежит лишь одна из трех комнат, и т.д. Не допускается обращение взыскания именно на единственную квартиру (часть квартиры). Если же у должника две, три и более квартир, то на любую из них допускается обращение взыскания. В связи с широким внедрением жилищного ипотечного кредитования Законом N 194 в ст. 446 внесены соответствующие изменения (они вступили в силу с 10.01.2005). Установлено, что взыскание может быть обращено и на единственное жилое помещение, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

2) либо жилой дом. Возможно, что часть дома — жилая (например, верхний этаж), а часть дома — занимают нежилые помещения (например, на первом этаже расположены мастерская по пошиву, магазин и т.п.). Если данный жилой дом — единственное пригодное для проживания должника (и совместно проживающих с ним лиц), то не допускается обращение взыскания на этот дом (за исключением случая, когда этот дом является предметом ипотеки). Однако если у должника два и более домов, жилой дом и квартира и т.д., то на любой из этих объектов можно обратить взыскание;

3) помещение, пригодное именно для постоянного проживания. Так называемые летние домики, садовые постройки и т.п., пригодные для проживания только в теплое время года, в ст. 446 не имеются в виду.

15. Земельные участки (упомянутые в ст. 446) — это:

1) часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), принадлежащая должнику, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 Земельного кодекса);

2) и сельскохозяйственные угодья — т.е. пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.) — в составе земель сельскохозяйственного назначения (ст. 79 Земельного кодекса);

3) и земельные участки, предоставленные для целей строительства (в т.ч. жилого дома, иного объекта);

4) и участки из лесных земель, земель промышленности и др. Главное, чтобы земельный участок использовался для размещения жилых помещений и не было связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности. См. подробнее в кн.: Гуев А.Н. Комментарий к земельному законодательству РФ. М.: Экзамен, 2006.

Если земельный участок является предметом ипотеки, то с 11.01.2001 и на такой участок может быть обращено взыскание. КС (постановлением от 12.07.07 N 10-п) признал не соответствующим Конституции РФ положения абз. 3 ч. 1 ст. 446, которые устанавливали запрет на обращение взыскания по исполнительным документам на принадлежащие гражданину — должнику на праве собственности земельные участки, если их использование не связано с ведением предпринимательской деятельности ИП. В связи с этим Законом N 225 от 02.10.07 — были внесены изменения в указанный абзац (они вступили в силу с 01.02.08).

16. Предметы обычной домашней обстановки и обихода (упомянутые в ст. 446) — это и бытовая техника (телевизор, холодильник), и мебель (кровати, шкафы и т.п.), и паласы, ковры и т.п. Однако допускается взыскание упомянутых предметов, если они относятся:

а) к предметам роскоши. О том, относится тот или иной предмет к предметам роскоши, нужно судить исходя из оценки конкретных обстоятельств (очевидно, например, что домашний кинотеатр стоимостью свыше 200 тыс. руб. — не относится к предметам обычной домашней обстановки, а является предметом роскоши);

б) драгоценностей. К последним относятся золотые ювелирные изделия, бриллианты, иные драгоценные камни, изделия из драгоценных металлов и камней, картины кисти знаменитых мастеров, изделия из дорогих видов меха и т.д.

17. Имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина (упомянутое в ст. 446), — это, например, книги, компьютеры, слесарный инструмент и т.п. Однако не допускается взыскание на имущество, стоимость которого составляет менее 100 МРОТ (или равно 100 МРОТ). При этом имеется в виду базовый МРОТ (он составляет 100 руб., ст. 5 Закона о МРОТ).

18. «Прожиточный минимум» (упомянутый в ст. 446 и учитываемый при разрешении вопроса о том, допускается ли обращение взыскания или нет) — устанавливается федеральным законом. Поэтому величина прожиточного минимума, установленная правовыми актами того или иного субъекта РФ — для целей ст. 446 — не принимается во внимание. Изменения внесенные законом N 225 от 02.10.07 в абзацы 6 и 8 части 1 ст. 446 вступили в силу с 01.02.08.

19. Призы (в т.ч. спортивные, врученные по результатам профессиональных соревнований, и т.п.), почетные и памятные знаки (в т.ч. о звании лучший по профессии, почетные грамоты и т.п.), государственные награды (в т.ч. Союза ССР, РСФСР, другой союзной республики, ранее входившей в СССР) — не являются объектом взыскания, если должник лично был ими награжден.

20. На избирательный залог (упомянутый в ст. 446) — взыскание по исполнительным листам не обращается после вступления в силу Закона N 93 (т.е. с 04.08.2005).