1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.
Комментарий к Ст. 47 ГПК РФ
1. Анализ правил ст. 47 показывает, что:
а) они применяются лишь в тех случаях, когда речь идет о госорганах и органах МСУ;
б) они исходят из того, что госорганы и органы МСУ:
вправе (по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле) вступить в процесс после начала рассмотрения дела по существу (см. коммент. к ст. 160, 172 ГПК). В последующих стадиях процесса (после дачи заключения) участие в деле также возможно (вплоть до вынесения решения судом первой инстанции);
могут быть привлечены к участию в деле по определению суда (см. коммент. к ст. 169);
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
в) участие этих органов возможно, если:
это прямо предусмотрено в законе (например, ст. 70 СК обязывает органы опеки и попечительства участвовать в делах о лишении родительских прав; ст. 73 СК — в делах об ограничении родительских прав);
это связано с осуществлением возложенных на них обязанностей (например, по охране природы, по опеке и попечительству);
это необходимо для защиты прав граждан (например, на охрану здоровья, на образование, родительских прав);
это вызвано интересами государства (например, в спорах о земле, по авторским делам, в налоговых спорах).
В новом ГПК нет правил, которые были предусмотрены в ст. 182 ГПК 1964 г. (о праве суда получить заключение этих органов по делу. Оно подавалось в письменной форме и оглашалось в зале судебного заседания), однако это возможно в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
2. О реализации прав, предоставленных органам, организациям и гражданам нормами ст. 47, см. также коммент. к ст. 4, 35, 165, 166, 173, 174, 181, 183, 187, 190 ГПК. О судебной практике см. п. 20 Постановления от 02.07.09.
Альтернативный комментарий к ст.47 ГПК
Статьей 47 ГПК РФ установлено участие государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу в целях защиты интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Самым распространенным случаем участия таких органов является участие органов опеки в делах, касающихся прав и законных интересов несовершеннолетних, что предусмотрено Семейным кодексом РФ. Кроме того, органы опеки и попечительства участвуют в делах об усыновлении (статья 273 ГПК РФ), в делах об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (статья 284 ГПК РФ), в делах об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (статья 288 ГПК РФ).
Участие государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения допускается:
- по ходатайству лиц, участвующих в деле;
- по ходатайству этих органов;
- по инициативе суда.
Суд разрешает вопрос о привлечении соответствующих органов для дачи заключения по делу определением. Обычным случаем является решение этого вопроса в определении о подготовке по делу (статья 147 ГПК РФ).
Слово для заключения, в соответствии со статьей 189 ГПК РФ после исследования доказательств по делу, перед судебными прениями. Заключение может быть дано устно или оформлено в письменной форме. В случае письменного заключения оно оглашается представителем соответствующего органа и приобщается судом к материалам дела.
Заключения государственных и муниципальных органов закон относит к числу доказательств. Соответственно заключения, как и другие доказательства не имеют для суда какой-то особенной силы, оценивается наравне с другими доказательствами по делу. Как правило, решение суда всегда совпадает с заключениями, в этом случае в решении просто делается ссылка на существо заключения. Если суд примет решение, не совпадающее с заключением, он должен мотивировать свою позицию, указав, почему не принимает заключение.